Детский сад №99,город Санкт-Петербург

Рекомендации для родителей. Гололобова Мария Александровна, учитель-логопед.

 Рекомендации для родителей.

Пересказы с помощью картинно-графической схемы.

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию. Сама мнемотехника – это особая система приемов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию. Она увеличивает объем памяти ребенка благодаря дополнительным ассоциациям.

Пересказ с опорой на пиктограмму активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Как должен быть составлен картинно-графический план?

1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.

2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.

3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике?

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

gololobova_m-a-dlja_sajta_1.jpg

gololobova_m-a-dlja_sajta_2.jpg

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Игры и упражнения направленные на развитие пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития оптико-пространственного ориентирования у детей с нарушениями речи, способствующими профилактике оптической дисграфии.

Совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. И, конечно же, мы с вами хотим, чтобы в школе они были успешными. Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Это:

  1. Речевое развитие ребенка в дошкольном воз­расте, отношение в семье к чтению.

  2. Уровень мотивации ребенка к занятиям пись­мом, чтением и к обучению вообще.

  3. Функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.

Последний аспект очень важен. Случается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и ин­теллектом, хорошей мотивацией к обучению, может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению грамоты, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала.

Определить, что ребенку действи­тельно трудно дается правописание, можно будет по характеру ошибок. Внимательно прочитайте памятку, в которой описан характер специфических ошибок. Если ошибки вашего ребенка будут схожи с примерами, приведенными в памятке, значит, его тетрадь сигнализирует: «Нужна помощь!».

Что же предпринять наблюдательному, неравнодушному, думающему и любящему родителю, желающему на­учить ребенка родному языку?

Мы знаем ответ — ИГРАТЬ! В поэтап­ном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы и, в частности, для грамотного письма.

Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформирова­ны пространственные представления, насколько четко он раз­личает понятия: право — лево, низ — верх, впереди — позади, больше — меньше, выше — ниже, шире — уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.

Приложение 1

Карточка 1

Памятка родителям.

Какие ошибки говорят о проблемах в овладении письменной речью

отсутствие пропусков между словами и предложениями;

не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие пере­вернуты в другую сторону;

повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;

замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);

ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;

пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);

забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;

нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком круп­ное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).

Приложение 2

 

Карточка для индивидуальной работы

Работа на карточках

Детям предлагается выполнить ряд заданий на карточке.

  1. Зачеркните неправильные буквы.

  2. Обведите правильные буквы.

  3. Сделайте квадраты одинаковыми.

  4. Выберите только необходимые для заданного слова буквы

 

 

Зачеркните неправильные буквы

Обведите только правильные буквы

Сделайте фигуры одинаковыми

Обведите только те буквы, которые есть в названии картинки

 М Н О Т Р П К Д Л Ж Н О Д Ш П Г

Приложение 3

Полезные советы

  1. Обратитесь к специалисту, чтобы выявить причины, мешающие ребенку ос­воить письмо.

  2. Убедите ребенка в том, что трудности, стоящие на пути, вполне преодолимы. Ребенка необходимо заинтересовать и про­будить в нем желание «писать без ошибок».

  3. Попросите учителя информировать вас об успехах ребенка. Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщатель­но следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.

  4. Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оце­нок.

  5. Читайте детям на ночь. Пусть приятные минуты предвку­шения сна превратятся в чудесные мгновения общения с книгой.

  6. Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питал­ся.

  7. Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке.

«Потерянный объект»

Родитель: В группе спрятана шоколадка, найдите ее.

Поиски со­провождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить го­лову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой впе­ред и т. д.

"Хоккеисты"

Родитель: Возьмите в руки фишку - это шайба. Перед вами лист бумаги – это ворота. Я – комментатор, а вы хоккеисты. Послушайте мои инструкции и поместите фишку в заданное место.

Удар! Шайба летит в правый верхний угол ворот.

Шайба летит в центральную часть ворот и т.д.

 «Волшебный мешочек»

Детям предлагается на ощупь угадать пластмассовые буквы.

Родитель: Вы можете вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д. Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинесте­тический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребен­ка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке.

Если у ребенка в процессе учебы возникнут описанные нами трудности главное не паниковать, не усиливать давление на ребенка, не пытаться взывать к его совести. Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка.

Сами вы можете применять все игровые приемы, с которыми мы вас познакомили. Это не только поможет вашему ребенку в овладении грамотой, но и укрепит ваши отношения, откроет ему в вас друга и товарища по учебе и игре, вселит в него веру, что все трудности преодолимы

7 марта 2017 в 22:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.