Детский сад №99,город Санкт-Петербург
Рекомендации для родителей. Гололобова Мария Александровна, учитель-логопед.Рекомендации для родителей. Пересказы с помощью картинно-графической схемы.
Пересказ с опорой на пиктограмму активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания. Как должен быть составлен картинно-графический план? 1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно. 2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать. 3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то. Как работать с текстом по мнемотехнике? 1. Сначала читаете произведение. 2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста. 3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана. 4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану. 5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку. Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры и упражнения направленные на развитие пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии» Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития оптико-пространственного ориентирования у детей с нарушениями речи, способствующими профилактике оптической дисграфии. Совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. И, конечно же, мы с вами хотим, чтобы в школе они были успешными. Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Это:
Последний аспект очень важен. Случается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом, хорошей мотивацией к обучению, может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению грамоты, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала. Определить, что ребенку действительно трудно дается правописание, можно будет по характеру ошибок. Внимательно прочитайте памятку, в которой описан характер специфических ошибок. Если ошибки вашего ребенка будут схожи с примерами, приведенными в памятке, значит, его тетрадь сигнализирует: «Нужна помощь!». Что же предпринять наблюдательному, неравнодушному, думающему и любящему родителю, желающему научить ребенка родному языку? Мы знаем ответ — ИГРАТЬ! В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы и, в частности, для грамотного письма. Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные представления, насколько четко он различает понятия: право — лево, низ — верх, впереди — позади, больше — меньше, выше — ниже, шире — уже. Для этого мы предлагаем специальные игры. Приложение 1 Карточка 1 Памятка родителям. Какие ошибки говорят о проблемах в овладении письменной речью отсутствие пропусков между словами и предложениями; не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса; зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону; повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог; замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр); ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель; пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин); забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв; нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному). Приложение 2
Карточка для индивидуальной работы Работа на карточках Детям предлагается выполнить ряд заданий на карточке.
Зачеркните неправильные буквы Обведите только правильные буквы Сделайте фигуры одинаковыми Обведите только те буквы, которые есть в названии картинки М Н О Т Р П К Д Л Ж Н О Д Ш П Г Приложение 3 Полезные советы
«Потерянный объект» Родитель: В группе спрятана шоколадка, найдите ее. Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д. "Хоккеисты" Родитель: Возьмите в руки фишку - это шайба. Перед вами лист бумаги – это ворота. Я – комментатор, а вы хоккеисты. Послушайте мои инструкции и поместите фишку в заданное место. Удар! Шайба летит в правый верхний угол ворот. Шайба летит в центральную часть ворот и т.д. «Волшебный мешочек» Детям предлагается на ощупь угадать пластмассовые буквы. Родитель: Вы можете вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д. Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке. Если у ребенка в процессе учебы возникнут описанные нами трудности главное не паниковать, не усиливать давление на ребенка, не пытаться взывать к его совести. Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Сами вы можете применять все игровые приемы, с которыми мы вас познакомили. Это не только поможет вашему ребенку в овладении грамотой, но и укрепит ваши отношения, откроет ему в вас друга и товарища по учебе и игре, вселит в него веру, что все трудности преодолимы 7 марта 2017 в 22:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.